Станция Кременчуг - одна из крупнейших на Южной
железной дороге. Находится она на линии Харьков -
Полтава
- Знаменка - Николаев в одноименном городе, крупном промышленном и культурном
центре
Полтавской области -
Кременчуге.
Кроме железнодорожного узла в городе - крупный
речной
порт на Днепре, население - более 200 тыс. жителей.
Железнодорожная
история Кременчука начинается в 60 гг. 19 в.,
когда было принято решение о строительстве железной дороги, которая могла
бы связать Москву и Харьков с портами на Черном море. Кроме того,
Кременчук
стоит на важнейшей водной артерии
Украины -
Днепре и на перекрестке старинных торговых
путей - Ромодановского и Муравского. Через
Кременчук
проходили торгующие турецкими товарами купцы. В 1754 году в городе учредили
таможню. Как видим, строительство железной дороги через
Кременчуг
было делом черезвычайно выгодным. Строительство
Харьковско-Николаевской
железной дороги велось с 1869 по 1873 г.
Движение
поездов по линии
Полтава - Кременчуг началось
уже в 1870 г. В 1872 г. построен мост через Днепр и железнодорожные пути
потянулись дальше на юг.
В 1874 году
Кременчуг соединяется с балтийским
портом Либава (Лиепая). ва железнодорожных вокзала -
Кременчуг
и Крюков, большая пристань - эти своеобразные ворота города приняли
новый поток купцов и предпринимателей, увеличивался городской бюджет.
В 1874 г. открыты вагоноремонтные мастерские
Харьковско-Николаевской
железной дороги, на базе которых в дальнейшем возник
Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ).
Первая забастовка рабочих железнодорожных мастерских состоялась в 1881
году. В 1901-1904 гг. в
Корюковских мастерских
прошли новые забастовки. 10 октября 1905 года рабочие мастерских и железнодорожники
кременчугского узла, проявляя солидарность
с железнодорожниками
Москвы, начали стачку.
12 декабря в ходе всеобщей забастовки рабочие захватили станцию, депо,
состоялись забастовки в вагонных мастерских. Руководили революционным
движением рабочие мастерских П. И. Водяницкий, И. Ф. Котлов, А. К. Потапов-Годин,
П. И. Свистун, А. К. Сербиченко, И. Шакун.
Железнодорожники Кременчука принимали активное
участие в Гражданской войне. На линиях
кременчугского
узла сражались бронепоезда, среди них - бронепоезд под командованием
матроса Железнякова. Война нанесла немалый ущерб железнодорожным коммуникациям.
В 20-е гг. утраченное восстанавливается.
В 30-е гг. на железнодорожном транспорте развивается движение машинистов-кривоносовцев,
среди них - кременчужане В. И. Дробаха и П. Х. Заведий.
В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Из
Кременчука
вывезено 1100 вагонов материальных ценностей.
Железнодорожники
Кременчука героически боролись с немецко-фашистскими захватчиками.
29 сентября 1943 г. город был освобожден.
после войны
железнодорожный узел Кременчуга
возрождается. В 60-70 гг. началось строительство многих промышленных предприятий,
что само собой вызвало развитие железнодорожных перевозок. В этот же преиод
на железных доргах вводится тепловозная тяга, автоблокировка, модернизируется
железнодорожная техника. В
локомотивном депо Кременчуг
эксплуатируются мощные грузовые тепловозы 2ТЭ116.
Локомотивное
депо было одним из первых, куда эти машины стали поступвать. В послевоенный
период на станции соорудили и новое здание вокзала.
Сегодня
кременчугский железнодорожный узел
- это комплекс мощных предприятий. На узле выполняется более 80% погрузки
в Полтавской дирекции и свыше 60% на Южной железной дороге.
Кременчугский
узел - это восемь станций:
Кременчуг, Кагамлыкская,
Золотнишино,
Крюков-на-Днепре,
Редуты,
Левобережная,
Большая
Кохновка,
Светловодск. Каждая из них обслуживает
определенные помышленные предприятия: так, в сфере обслуживания ст.
Крюков-на-Днепре
- карьероуправление,. вагностроительный и сталелитейный заводы,
Левобережная
-
Светловодское карьероуправление и объединение
"
Днепроэнергострой",
Редуты
- гранитный карьер и щебневый завод,
Большая Кохновка
-
автозавод КрАЗ и колесный завод,
Светловодск
- заводы ЖБИ, "Спецжелезобетон" и завод по изготовлению силикатного
кирпича (см. схему
Кременчукского узла).
На узле выполняют погрузку железной руды (100% на ЮЖД), нефтеналивных
грузов (70%), строительных грузов (90%). Главный пункт подготовки составов
под погрузку -
станция Кременчуг. На ст. Кагамлыкская
- промывочно-пропарочная станция (ППС). На станциях были оборудованы специальные
пункты подготовки в
Кременчуг и Золотнишино
вагонов, на ст. Кагамлыкская выполнен большой объем ремонтных работ, поскоьку
в последнее время на узле выросла потребность в отправлении наливных грузов.
На горочном комплексе ст.
Кременчуг в среднем
за сутки перерабатывается 1700 вагонов. Здесь трудятся лучшие по профессии
железнодорожники В. Чирва, Л. Крысина, Г. Курилов, В. Попенко. Станцией
руководит почетный железнодорожник Д. Кирюхин. Коллектив ст.
Золотнишино
по итогам дорожного соревнования в первом полугодии 2003 года занял почетное
второе место.
Прямое пассажирское железнодорожное сообщение
Кременчуг
имеет с Киевом,
Харьковом,
Москвой,
Львовом, Одессой, Луганском,
Днепропетровском
и др. крупными городами. Пригородные поезда ходят на
Полтаву,
Ромодан,
Глобино,
Хорол,
Павлыш. В
Кременчуге - локомотивное депо (ТЧ-6), где
эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116 и ЧМЭ3, подразделение
Полтавского
вагонного участка (ВЧ-4), дистанция пути (ПЧ-12). таким образом,
Кременчуг
является одним из важнейших железнодорожных узлов не только
Полтавской
дирекции и ЮЖД, но и всей сети железных дорог
Украины.