Пирамиды в Полтавской области
Прежде
чем рассказать Вам об Украинских пирамидах-усыпальницах
перенесёмся на 45 веков назад в Египет.
В эпоху фараонов IV династии на плато в Гизе были построены самые величественные
пирамиды Египта. Самая большая
из них - пирамида Хуфу (Хеопса).
Это действительно, первое чудо света, и древнего, и нынешнего. Высота
от подножья до вершины - 137,3 метра, а до утраты верхушки - 146.7 метра.
До 1880 года это было самое высокое сооружение в мире и только достроенные
в этом году башни Кёльнского собора отобрали у пирамиды пальму первенства.
Стороны основания пирамиды Хуфу
равны 230,4 метра, а с облицовкой, утеряной ещё в древности, - 232,4 метра.
Объём пирамиды - 2 520 метров кубических и состоит она, примерно, из 2
250 000 каменных блоков. Рядом с
пирамидуй Хуфу стоит ещё одна не менее грандиозная пирамида фараона
Хафра (Хефрена). Она лиш на 3 метра ниже пирамиды
Хуфу. Меньшая из трёх пирамид называлась "Божествен Менкаура".
Расположена она в юго-западном углу плато и в отдалении от двух гробниц
Хуфу и Хефрена. Высота этой пирамиды - 62 метра, основание 108,4 х
108,4 метра. Хоть она почти в два раза меньше своих соседей, зато была
самой красивой. От основания на треть высоты она была облицована плитами
из красного асуанского гранита, дальше плиты из турского известняка, а
вершина - снова из красного гранита. Мамелюки в XVI веке разграбили пирамиду
и лишили её красочной облицовки. Пирамиды на плато
в Гизе не возникли на "пустом месте". Им предшествовал длительный
процес преобразования традиционных гробниц
фараонов и знати из мастаб (ступенчатых пирамид) в собственно пирамиды,
имеющие геометрически правилиные формы. Типичным представителем такой
гробницы - мастабы является усыпальница
Джосера. Размеры этого сооружения внушительные даже в сравнении с
великими пирамидами в Гизе:
основание - 125х115 метров, высота около 61 метра. Для чего же строились
эти и ещё множество других подобных сооружений? Ответ следует искать в
религии древних египтян,
в их
представлениях о загробной жизни. Твёрдая вера египтян в то, что смерть
лиш переход в другой мир и что в этом мире можно жить вечно и счастливо.
Человеческая сущшость состоит как бы из двух частей: материальной и духовной
- считали египтяне. Материальной основой они считали человеческое тело,
а нематериальной (духовной по христианским понятиям) они называли "Ах",
"Ба" и "Ка". "Ка" было самым важным из этих
трёх понятий и истолковывалось оно как "Дух-хранитель человека, его
второе Я". "Ка" сопровождал человека в течении всей жизни
и продолжал его жизнь после смерти. Поэтому основным условием загробной
жизни у египтян считалось сохранение тела умершего. Для того чтобы человек
мог жить после смерти в своей нематериальной сущности должна быть сохранена
его материальная сущность. Вот почему сохранению тела умершего придавалость
такое огромное значение: его бальзамировали и затем тщательно сохраняли.
Потеря материальной сущности умершего привела бы к тому, что его "Ка",
"Ба" и "Ах" утратили бы материальную основу существования
и человек умер бы и в своей нематериальной сущности, тоеть навсегда. Отсюда
и желание сохранить любой ценой своё тело после смерти, ибо только это
позволяло жить вечно. Горькая ирония судьбы: циклопические горы камня,
многолетний труд тысяч рабов, хитроумные ловушки, охрана - не спасали
драгоценные мумии царей, сановников, жрецов тогда, как скромные захоронения
бедняков просто в песках пустыни прекрасно сохранились до наших дней.
Вернёмся, однако, на Украину. Попав, однажды,
в одном из велопоходов в с. Комендантовка на Полтавщине
и оказавшись у подножья тамошней пирамиды высотой всего 15 метров я испытал
чувство удивления, восторга и почтения. Выложенная из блоков тёсаного
гранита пирамида устремилась в небо. Кто и зачем построил это необычное
для нашего края сооружение? Сразу вспомнились ханы могущественной Золотой
Орды, может по повелению одного из них построена эта пирамида?
Ответ на этот вопрос я нашёл по прошествии нескольких лет благодаря съёмкам
документального фильма об Украинских пирамидах режисёром-постановщиком
Сергеем Гавриленко из г. Полтавы. Он собирал
метериалы по другой пирамиде в с. Берёзовая Рудка
и наткнулся в интернете на нашу страничку о пирамиде в с. Комендантовка.
Роясь в архивах Киева, Москвы, Ленинграда он
выяснил кто и когда строил эти пирамиды.
Родовой герб Билевичей
Информацией, которую он раздобыл в архивах и выезжая на места, я хочу
поделится с Вами. Пирамида в с. Комендантовка
построена, как родовая усыпальница дворянского рода Билевичей. Офицер
русского флота Александр Дмитриевич Билевич - участник русско-турецкой
войны 1877-1878 годов и освободительной войны на Балканах, волей судьбы
в 60-е годы был заброшен в Египет.
Древние памятники египетской
культуры, величественные пирамиды
в Гизе, произвели на него неисгладимое впечатление. Вернувшись из
Египта в 1864 году он начинает
строить пирамиду-усыпальницу в своём родовом имении селе Комендантовка
Кобеляцкого уезда Полтавской
губернии.
Для строительства прочного сооружения, толщина стен которого достигала
1,5 м, Александр Дмитриевич использует старый и почти забытый способ приготовления
известкового раствора, который в последствии скрепил на долгие годы это
уникальное сооружение. А именно: для смешивания извести и песка, вместо
воды он использует кровь только что забитого крупного рогатого скота с
добавлением в этот строительный раствор белков куриных яиц. Получение
постоянно необходимых ингредиентов такого характера требовало времени,
что и отразилось на сроках строительства пирамиды-усыпальницы.
Гранитные блоки и плиты для создания необычного монумента привозили на
телегах с местного карьера. Здесь же обрабатывали и при помощи положенных
на стены под наклоном импровизированных деревянных бревенчатых
желобов на тросах поднимали на верх пирамиды-усыпальницы.
В результате была выстроена трехкамерная, несколько вытянутая гранитная
пирамида. В ее структуру входили залы погребальных камер, имеющие, в свою
очередь, сложные подземные коммуникации и ходы.
Далее, на уровне земли, располагался обширный зал первого этажа со сводчатым
потолком и двумя продолговатыми окнами, а также небольшой, практически
открытой камеры второго этажа, которая использовалась в качестве колокольни.
Пирамида имела всего один колокол, который
и размещался в верхней камере под куполом сооружения.
В год начала военных действий России против Османской империи, у Александра
Дмитриевича внезапно заболевает и умирает его любимая супруга, Софья Михайловна
Билевич. С тяжелым сердцем Александр Дмитриевич
расстается с единственно любимым человеком, хороня Софью Михайловну в
одном из погребальных залов родовой пирамиды.
“Тяжелые гранитные плиты сомкнулись над погребальной камерой усыпальницы,
а внутри обширного зала пирамиды был возведен православный христианский
алтарь с импровизированным иконостасом, который и был освещен в год 1877
от Рождества Христова, получив название Софиевской кладбищенской церкви”.
В том же 1877-ом году на вершине пирамиды-церкви воздвигнут православный
крест.
Сам же Александр Дмитриевич Билевич, покинув опустевшее родовое имение,
отправляется на русско-турецкую войну, где прославит свое имя и весь свой
род. Через несколько лет Александр Билевич вернется назад в Комендантовку
и посвятит себя бескорыстной службе государству российскому. Он станет
известным в малороссийских кругах меценатом, а с 1895 по 1916 года - предводителем
местного дворянства.
В 1916 году его жизнь обрывается. Он был захоронен в построенной им пирамиде,
где и покоился вплоть до Второй Мировой войны, после которой местными
жителями захоронение Билевичей было разграблено и уничтожено.
Но кроме этой пирамиды в Полтавской области, оказывается, есть ещё одна
в селе Берёзовая Рудка под Пирятином.
Пирамида в селе Берёзовая Рудка
Пирятинского уезда Полтавской губернии была построена несколько позже
пирамиды в с. Комендантовка - в 1898 году. Выстроил эту родовую усыпальницу
в своём поместье некий Игнатий Платонович Закревский, состоявший в то
время на службе у Великого князя Александра Александровича - Императора
России Александра III.
В эту усадьбу, к его родителям Платону и Ганне Закревским, не однократно
приезжал Т.Г. Шевченко. Впервые он приехал сюда в июле 1843 года и потом
приезжая сюда, подолгу гостил в 1845-46 годах в семье Закревских. Здесь
он написал портреты Платона и Ганны Закревских, здесь начал писать поэму
"Кавказ". В парке усадьбы сохранился шести вековой дуб - любимое
место отдыха Тараса Григоривича.
Вернёмся, однако, к пирамиде. Она не только имела облицовку, в пример
своим египетским сестрам, но и своеобразный архитектурный комплекс, состоявший
из статуи богини Исиды, которая “охраняла” вход в усыпальницу и камянного
православного креста, расположенного на портике, над входом в пирамиду.
Почему именно в имении господ Закревских было выстроено это уникальное
для Украины, да и для всей Европы в целом сооружение? Игнатий Платонович
Закревский - обер-прокурор 1 департамента права Сената, автор ряда статей
в журнале "Гражданского и Уголовного права" и др. Род Закревских
внесен в родословные книги Владимирской, Екатеринославской, Полтавской,
Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской и Черниговской губерний.
Действительный и уполномочный посол России времен императора России Александра
III в Египте.
Именно служба Игнатия Закревского в Египте, позволила ему серьезно заинтересоваться
историей египетских пирамид и культурой этой удивительной страны. В свое
родовое имение в Березовой Рудке он привозит из Египта элементы домашней
утвари, искустно изготовленных египетскими мастерами: элементы мебели
и посуды, а также статую богини Исиды для будущей родовой пирамиды-усыпальницы.
Усыпальница в Березовой Рудке в отличие от пирамиды Билевича, была меньше
по своей высоте и общим размерам. После окончания строительства она достигла
всего 9 метров. Толщина стен не превышала 30-35 сантиметров. Сами же стены
пирамиды были воздвигнуты из силикатного кирпича, для кладки которого
использовали строительный раствор основанный на цементе с добавлением
яичных белков. Внешние стены пирамиды были залиты цементом и визуально
разделены на блоки, что создало иллюзию присутствия облицовочных плит.
Но самое интересное, что в отличие от комендантовской пирамиды, стены
усыпальницы Закревских были расписаны письменами. Сохранились свидетельства,
что на этих стенах были цитаты из Святого писания и фрески, отражающие
непростые отношения египетских крестьян со своими всемогущими богами.
Удивительно и то, что по центру тесного зала находился православный алтарь
с большим каменным крестом, след от которого виден до сих пор.
Таким образом в пирамиде-усыпальнице Закревских симбиоз древнеегипетской
культуры и культуры христианской достиг своего апогея. На сохранившейся
фотографии начала 20-го столетия видно, что над входом в усыпальницу был
выложен из кирпичей православный крест, а справа от самого входа стояла
статуя древнеегипетской богини. И так, видимо Игнатий Закревский имел
веские основания позволить себе такие вольности, как совмещение в одном
культовом сооружении атрибуты языческих богов Египта и символ христианской
церкви — крест, на котором был распят Иисус Христос.
Увы, до наших дней не сохранились ни надписи, ни фрески на стенах усыпальницы,
ни статуя богини Исиды, ни крест на алтаре. Осквернено и разграблено и
само захоронение Закревских.
Ещё одна горькая ирония судьбы: как и египетские пирамиды сорок пять веков
назад, так и украинские в прошлом веке постигла та же участь - разграбление
и осквернение захоронений. Хочется надеяться, что хоть сами пирамиды останутся
как памятники истории и бесследно не канут в Лету.
При подготовке материалов сайта за основу взят литературный сценарий документального
фильма "Украина. История и легенды пирамид-усыпальниц", автором
которого является режисёр-постановщик фильма Сергей Гавриленко. Была так
же использована информация из книги Войтеха Замаровского "Их величества
пирамиды". Фотографии по пирамиде-усыпальнице Закревских были предоставлены
режисёром-постановщиком документального фильма С. Гавриленко.
|